Карл Лагерфельд: портрет в интерьере
Этот человек с пронзительным взглядом черных глаз из-под затемненных очков, с седыми, завязанными в хвост, волосами, в темном костюме с неизменным галстуком, который, по его собственным словам, он завязывает каждый день с 11-летнего возраста, великий стилист, всемирно признанный фотограф, страстный коллекционер и большой любитель чтения.
Карл Лагерфельд родился в Гамбурге 10 сентября 1938 года. С детства отличался твердым характером и всегда обладал чувством собственного превосходства (пожалуй, не слишком приятным для окружающих).
В шесть лет он настоятельно потребовал у родителей лакея, запонки для рубашки и картину, которую увидел в витрине антикварного магазина. На ней были изображены Вольтер и Фридрих II за ужином в замке Сан-Суси. Именно таким представлялся мальчику идеальный мир, и именно в нем он хотел бы жить. Эта детская мечта станет потом реальностью.
Богатые и образованные родители (отец знал 12 языков, мать была талантливой скрипачкой) заставляли сына ежедневно заучивать страницу из словаря иностранных слов, хлопали крышкой пианино по пальцам, если считали, что мальчик ленится играть, и внушали, что "кто рано встает, тому Бог дает". Уроки, очевидно, не прошли даром. Лагерфельд говорит на четырех языках и не знает, что такое нежиться в постели по утрам.
В 15 лет он уезжает в Париж учиться с напутствием от родителей "не быть танцовщиком и священником" и намеревается стать художником-иллюстратором. В 1955 году, совершенно случайно, Лагерфельд увидел в метро афишу, которая приглашала желающих принять участие в конкурсе молодых модельеров. Он посылает эскиз пальто и удостаивается первой премии. Первое место за модель платья получил другой юноша. Это был Ив Сен Лоран.
После конкурса юный Лагерфельд работает ассистентом у Пьера Бальмена. Но он не привык довольствоваться малым. И к 20 годам он уже художественный директор дома Patou. И дальше - вверх, до бесконечности…
Главный дизайнер дома Chloe, художественный директор Chanel, собственные коллекции, сотрудничество со многими известными производителями одежды, среди которых Krizia, Valentino, Steilman, Fendi. С пятью сестрами Фенди уже более 35 лет его связывают теплые дружеские отношения. Логотип фирмы Fendi нарисовал Карл Лагерфельд.
Последние годы КЛ живет почти как отшельник. Он равнодушен к кулинарным изыскам (предпочитает Coca light и суши); практически не смотрит телевизор (он его усыпляет), зато прочитывает сотни журналов и вполне профессионально занимается фотографией, устраивая выставки и публикуя альбомы.
Лагерфельд коллекционирует дома, мебель, картины. Но он и в этом отличается от других. Его главная идея не в собирании коллекции, а в создании образа. Особняк XVIII века он обставляет предметами и декорирует произведениями искусства того же времени. Нет ни одной случайной детали. Даже чайные ложки в его доме подлинные, сохранившиеся с XVIII века.
Весной этого года дизайнер неожиданно для всех выставил на аукцион Christie’s 150 полотен французских мастеров, а также распродал старинную мебель. Все, что с любовью собиралось более 25 лет. Почему? Ответ оригинален, что, впрочем, вполне в стиле Лагерфельда. Причина в том, что он понял, ощутил XVIII век, словно сам прожил в нем, прочувствовал его атмосферу, дух эпохи и больше не нуждается в подобной обстановке.
С вещами он расстается без сожаления, ибо его влечет сам процесс собирания. "Вдруг я понял, что из коллекционера превратился в хранителя музея. А я не хочу быть хранителем… и я по натуре не собственник".
А каковы последние свершения знаменитого кутюрье, одинаково гармонично существующего в параллельных мирах - современном мире авангардной моды и призрачном, ушедшем в глубину веков мире последних королей Франции?
Осенью Лагерфельд представил линию pret-a-porter под собственным именем. Она включает более 100 моделей одежды, разработанных самим дизайнером из традиционного кашемира и современных высокотехнологичных материалов. Авторские работы мастера можно приобрести по ценам от $230 до $950.
Елена Громова, Highstyle